Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пешеходы, водитель, пассажиры, где был поврежден автомобиль является экспертиза ДТП, которую в тех или иных условиях обыватели часто по разному именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Но ни одно из вышеуказанных наименований не является верным и научно-обоснованным названием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела это название более семи лет назад, основная масса практикующих адвокатов, следователей, юристов, судей назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертизы.

В результате такого общего и абстрактного обозначения данного исследования, в общей практике довольно часто всплывают ситуации, когда в адрес экспертной организации, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), приходят материалы дела, где требуются специальные познания эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

Возникает нехорошая ситуация, когда материалы возвращаются в судебные или следственные органы без исполнения, из-за чего сроки дела не выдерживаются по причине элементарной неграмотности участников судебно-следственного процесса.

Главные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние покрытия проезжей части, обочин;

• текущее состояние дороги в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения ДТП;

• установление значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение автомобиля и других участников на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения автомобиля и иных участников по покрытию автомобильной дороги;

Установление обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению ДТП: неправильная разметка дорожного полотна, отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных указателей и прочие негативные условия дорожной обстановки.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо полнейшее изучение всего имеющегося комплекса информации о происшествии.